Народы Дагестана
Архив номеров » №3.2013 от 30 Сентября 2013 г » Искусство » Дагестан - край мастеров

Дагестан - край мастеров

 Дагестан славится не только своей этнической пестротой, здесь издавна получили широкое развитие самые различные ремесла: художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, керамическое производство, ковроделие, бурочное производство, узорное вязание и ткачество, вышивание шелком и золотом. Нигде в России, да и в мире, народные промыслы не приобрели такого значения в духовной жизни народа и не носят столь массового характера, как в нашей республике.
Формирование хозяйственного уклада и духовной культуры дагестанских народов было обусловлено сложными природно-географическими условиями и особенностями характера и образа жизни горцев. Нехватка пригодной для обработки земли и малопродуктивное животноводство заставляли их искать дополнительные средства к существованию. В то же время наличие богатой сырьевой базы и избыток свободных рук, особенно в зимнее время, создавали благоприятные условия для развития различных ремесел. Каждая из многочисленных народностей, населяющих Дагестан, веками развивала и совершенствовала свое традиционное искусство, имеющее, наряду с общедагестанскими чертами, и специфические, присущие только ей особенности. Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла. Продукция дагестанских умельцев, которая отличалась не только отменным качеством, но и высоким художественным уровнем, была известна далеко за пределами Страны гор. В частности, оружие и другие изделия кубачинских мастеров были знакомы персам еще в VI веке, а балхарские гончары, начиная с XIV века, поставляли свои изделия не только на дагестанский рынок, но и в соседний Азербайджан. С XVI века русские купцы закупали дагестанские ковры и сумахи для продажи на российских и международных торговых ярмарках, а лезгинское сукно и андийские бурки славились по всему Кавказу. Уже ближе к нашему времени, в XIX веке, «кавказские сувениры», сработанные унцукульскими мастерами насечки пользовались огромной популярностью у российских военных и на курортах Кавказа.
В 20–30-х годах XX века в традиционных промысловых центрах были созданы артели, преобразованные в 60-х годах в художественные фабрики и комбинаты. Они выпускали в массовом порядке разнообразные изделия из серебра, различные предметы из дерева с металлической насечкой и инкрустацией, художественную керамику, ковры, вышитые и вязаные изделия. Произведения дагестанских промысловиков экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках и всюду получали восторженные отзывы и высокие награды.
Первое дагестанское промысловое предприятие было образовано в Унцукуле – одном из крупных и известных центров народных художественных промыслов. Здесь издавна изготавливали разнообразные изделия из кизилового, абрикосового и орехового деревьев, покрытые самобытным орнаментом, выполненным тончайшей серебряной или мельхиоровой насечкой. В 1926 году здесь была организована артель, переименованная в 1960 г. в Унцукульскую фабрику художественной обработки дерева (ныне ЗАО «Унцукульская художественная фабрика им.М.Дахадаева»), которая выпускает традиционные изделия из дерева с металлической насечкой.
Древнейшим из ремесел, культивируемых в Дагестане, можно считать гончарное дело. Согласно данным археологических раскопок, уже в 6–5 тысячелетии до нашей эры на территории Страны гор существовало хорошо развитое керамическое производство. Дагестанские гончары изготавливали изделия самого разнообразного назначения, как бытового, так и декоративного. В XVII–XVIII веках производство художественной керамики достигает своего расцвета. Именно в это время продукция дагестанских гончаров начинает хождение и за пределами края; особую известность приобретают испикские поливные блюда, а также балхарская росписная керамика.
Керамическую посуду в Дагестане изготавливали практически везде, но традиционно сложилось несколько центров по ее производству, наиболее известные из них: в г. Дербенте, в селах Балхаре, Сулевкенте, Джулие и Испике. К концу XX века этот промысел сохранился только в Балхаре, наиболее известном из гончарных центров Дагестана. После Октябрьской революции балхарский промысел получает новый импульс. В 1926 году здесь был организован промысловый колхоз, а в 1936 г. открывается артель по выпуску художественных изделий. С 1952 года изделия балхарских мастериц выставляются на всесоюзных и международных выставках, где неизменно вызывают вал восторженных отзывов.
Сулевкентский промысел не получил такую широкую известность, как балхарский, хотя имеет очень древние традиции, восходящие, как минимум, к раннему Средневековью, о чем говорят и формы традиционных сулевкентских изделий, и способы их украшения. Гончары Сулевкента снабжали керамической посудой практически весь Дагестан: в крупные торговые центры Андрей-аул, Кумух, Кули, Касумкент они поставляли водоносные сосуды, кувшины-водолеи, тарелки. Надо сказать, что продукция сулевкентских мастеров пользовалась спросом среди горцев за свои прекрасные потребительские свойства, и посему промысел процветал и, как и у их ближайших соседей, кубачинцев, был основным занятием жителей села. В начале прошлого столетия наметился процесс угасания сулевкентского промысла, который еще больше усугубился после того, как в 1944 году сулевкентцев переселили в Чечню, а затем, в конце 50-х годов, уже в Хасавюртовский район, где они живут и поныне. С тех пор промысел начал приходить в упадок, все меньше молодых людей желали садиться за гончарный круг, постепенно уходили старые мастера, унося в могилу секреты своего мастерства. Так бы и закончилась история сулевкентского промысла, если бы не нашлись энтузиасты, решившие возродить славу гончаров Сулевкента. Сегодня им с помощью республиканской целевой программы развития народных художественных промыслов на 2011-2016 гг. удалось возродить древний промысел: образовано и активно работает МУП «Сулевкентская керамика». Наметился процесс возрождения и испикского гончарного дела.
Исторически сложилось так, что наиболее распространенным и одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является ручное ковроткачество. Крупными центрами коврового производства являлись: Дербент, Ахты, Микрах, Хучни, Халаг, Турач, Кабир, Магарамкент, Рукель, Межгюль, Кондык, Ляхля, Аркит, Куркент, Орта-сталь, Рутул, Хив, Нижнее и Верхнее Казанище, Дженгутай, Буглен, Эрпели, Каякент, Тлярата, Кутлаб, Хунзах, Батлаич, Дылым, Карата, Кумбатар и др. Особенно прославились ковры табасаранских и лезгинских мастериц. С конца XVI века ковры, скупаемые русскими купцами в южных районах Дагестана, появляются на российских и международных рынках. Туда они поступали под общим названием «Дагестан» и «Дербент», хотя среди южнодагестанских ворсовых ковров насчитывается, по крайней мере, восемь типов: «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Ахты», «Микрах», «Хив», «Касумкент» и «Рутул», которые отличаются по рисунку, цветовой гамме, а также по плотности. Устойчивый спрос на дагестанские ковры придавал дополнительный стимул развитию ковроделия, и в начале XX века этот промысел становится на промышленную основу: в 1908 году в Касумкенте, а в 1909 г. в Ахтах были открыты первые ковровые мастерские. После Октябрьской революции уже во всех центрах ковроткачества создаются специализированные фабрики и объединения.
Наибольший расцвет ковровое искусство Дагестана получило в XX в. На современном этапе наблюдается постепенное возрождение ковроделия после разрушительных 90-х годов XX века, когда с развалом Советского государства прекратили работу ковровые предприятия республики. Сегодня среди действующих можно назвать Ляхлинскую и Межгюльскую ковровые фабрики в Хивском районе. В Табасаранском районе в последнее время организованы предприятия: «Ханские ковры», «Кавказские ковры» и «Ковер-самолет», осуществляющие производство и реализацию ковров и ковровых изделий ручной выработки с воссозданием утерянных форм крашения пряжи натуральными красителями, восстановлением старинных ковровых рисунков и разработкой новых вариантов художественного решения композиций на основе традиционных рисунков и мотивов коврового орнамента. Большая работа по возрождению традиций дагестанского ковроткачества ведется и на Хивской ковровой фабрике под руководством хорошо известной в нашей республике мастерицы и реставратора Изаят Меджидовой.
Говоря о переработке шерсти, нельзя не упомянуть бурочное производство. В прежние времена без этой надежной в любую непогоду одежды не обходился ни один горец, а андийские бурки были знамениты по всему Кавказу. Сегодня их производством в надомных условиях занимаются мастерицы в Анди и Рахата, а также в ГУП «Ботлихская фабрика народных промыслов».
Большое развитие в Дагестане получило и металлообрабатывающее производство. Судя по данным археологических раскопок, уже в IV–II тысячелетиях до нашей эры на территории Страны гор обрабатывали бронзу. Изделия из металла можно условно разделить на четыре группы: орудия труда, бытовая утварь, оружие и украшения. Пожалуй, именно в традиционных женских украшениях с их разнообразием форм и прие мов исполнения наиболее полно раскрылся художественный характер дагестанских ремесел. Отличительной особенностью производства женских украшений, как промысла, является то, что оно носило не локальный характер, а было развито повсеместно, почти в каждом дагестанском ауле жили один-два мастера-серебре-
ника, которые изготавливали на заказ или ремонтировали женские украшения. Тем не менее уже к концу XVIII века можно выделить несколько сел, где этот промысел был развит достаточно хорошо, наиболее известные из них – Кумух, Гоцатль, Ругуджа, Согратль и Кубачи.
Кубачи, пожалуй, самый известный из промысловых центров горного края. В 1927 году здесь была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960 году в Кубачинский художественный комбинат, который сегодня носит имя выдающегося мастера XX века – Расула Алиханова. Многие из образцов кубачинского ювелирного дела отмечены высшими наградами на всероссийских и международных выставках. Современные кубачинские мастера, такие как Джабраил Гусейнов, Курбан Алмасов, Рабадан Акаев, Ибрагим Гусейнов, достойно продолжают дело своих предшественников и учителей, создавая эксклюзивные подарочные изделия, неповторимые по красоте и виртуозности исполнения.
В целом ряде селений Дагестана на протяжении столетий складывались весьма самобытные художественные традиции в украшении оружия и. особенно, в ювелирном деле. Селение Гоцатль – один из крупных и известных центров народных художественных промыслов Дагестана. Здесь издавна получили развитие изготовление медночеканных изделий, ювелирное дело и оружейное производство. В 1958 г. в Гоцатле по инициативе и при непосредственном участии потомственного мастера-ювелира, народного художника РФ Магомеда Джамалудинова была организована артель. В 1960 г. она была преобразована в Гоцатлинский художественный комбинат, который выпускал довольно широкий ассортимент ювелирных серебряных изделий с гравировкой и чернью, а также различные медночеканные изделия. Ныне на Гоцатлинском художественном комбинате прошла кардинальная реконструкция, практически заново отстроен новый производственно-административный корпус на 100 рабочих мест, и есть основания считать, что комбинат займет достойное место в системе традиционных народных художественных промыслов Дагестана.
Дагестан издавна славился своим клинковым оружием. Мастера-оружейники работали во многих селениях Дагестана. Наиболее известными центрами оружейного производства были: Кубачи, Амузги, Харбук, Кази-Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Чох, Казанище, Гамсутль и Андрейаул. Сегодня производством подарочного оружия занимаются как мастера надомники, так и на Кубачинском и Гоцатлинском художественных комбинатах, а также на Унцукульской художественной фабрике. Кроме того, в Кизляре успешно работает производственное предприятие «Кизляр». Главный упор в своей работе кизлярские оружейники делают на возрождение народных дагестанских традиций, как в изготовлении клинков, так и в оформлении изделий.
Наша республика всегда была краем мастеров, и сегодня есть все основания считать, что так будет и впредь. Проблемы отрасли не остаются без внимания временно исполняющего обязанности Президента республики Рамазана Абдулатипова, им делается все для поддержки и развития народных промыслов и ремесел. По поручению главы республики Комитет по народным художественным промыслам вносит коррективы в республиканскую целевую программу по развитию народных художественных промыслов на 2011–2016 годы, которая явилась мощным стимулом для активизации деятельности различных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Открываются центры художественных промыслов, проводятся многочисленные выставки, прорабатывается вопрос об открытии во всех муниципальных образованиях домов ремесел и мастерских, в том числе по изготовлению национальных костюмов и музыкальных инструментов. На федеральном уровне разрабатывается Стратегия развития народных художественных промыслов России. Сделаны первые шаги в обновлении предприятий, а государственная поддержка – освобождение производств от НДС, налога на землю и имущество – очень оживила производство. Есть молодые талантливые мастера: кубачинцы – Тимур Акаев, Абдулла Гасанов, Мурад Абдулаев, Гасан Кишиев; гоцатлинцы – Магомед Абдулхалимов, Магомедали Гаджиев, Ахмед Батыралиев; унцукульцы – Гусейн Гасанов, Магомедали Амирханов, Гаджимурад Абдулаев. Так что Дагестан был, есть и останется краем мастеров.

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Абдулатипов на Кубачинском художественном комбинате

Категория фото: Искусство »

Заслуженный деятель прикладного искусства РД Патимат Ханмагомедова

Категория фото: Искусство »

Потомственный кубачинский мастер Джабраил Гусейнов

Категория фото: Искусство »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив