Народы Дагестана
Архив номеров » № 4. 2013 от 3 Марта 2014 г » Образование » Образование - символ культуры и единства народов

Образование - символ культуры и единства народов

Селение Кунки Дахадаевского района – одно из древних и известных высокогорных селений центрального Дагестана. Оно находится в живописном местечке – в верховье реки Уллучай Дахадаевского района. Кунки, по всем данным, является местом раннего обитания человека. Здесь имелись благоприятные для этого естественно-географические и климатические условия. Селения и поселения, на основе которых оно возникло, имеют древнюю историю, но она еще не изучена.
Селение Кунки образовалось в результате объединения пяти хуторов, родственных поселений. Отсюда и название села Кунки (Кьекьне). На новом месте жительства члены одного тухума и небольшие родственные семьи селились по патриархальному типу, образуя кварталы кровных родственников. Однако с конца XVIII и начала XIX века родственные связи начинают ослабевать, усиливаются соседские взаимоотношения, что повлекло за собой значительные изменения в структуре буркундаргинских поселений. Старому Кунки, как и многим дагестанским селам, присуща скученность построек, теснота. Дома расположены ярусами по террасообразному типу, обращены к югу. Сельчане жили большими семьями в одном доме. Годеканы села расположены на относительно ровных площадках.
Выбор места поселения, видимо, был связан с важными для того времени факторами. Рельеф местности способствовал обороне при нападении неприятелей. Село расположено между тремя речками, вблизи источников питьевой воды. Пахотные и пастбищные земли находились недалеко от села. На них не строились дома, так как они представляли особую ценность.
По основным версиям и на основе рассказов сельчан, аул Кунки – ровесник древнего села Чулли – Дербента. Сегодня село оказалось внутри территорий Акушинского, Агульского, Кулинского районов. Оно окружено высокими горами, отвесными скалами и лесами. В лесу водится много кабанов, волков, медведей, барсуков, зайцев и других лесных животных. Если судить по археологическим находкам, в частности, надгробным камням, то населенным пунктам, на основе которых возникло селение, более 3000 лет. Мы уверены, что вырастут еще ученые-историки из Кунки, которые займутся написанием истории села. Но скудные сведения источников все же показывают, что в X–XIII веках произошли изменения в исторических судьбах раннесредневековых аулов Дагестана, в том числе в селах Буркун-Дарго: во-первых, возникло формирование союзов сел – джамаатов, но при этом старались сохранить независимость, самостоятельность джамаата села; во-вторых, сохранились какие-то остатки прежнего, домонгольского территориально-политического деления (Хайдак, Зирихгеран, Шандан); в-третьих, идет процесс политического дробления крупных объединений на самостоятельные владения – союзы типа Буркун-Дарго, Кала-Корейш, Кара-Кайтаг. Здесь начал преобладать «демократический» тип общинного союза. Но в селении Кунки всегда были стражники, следившие за порядком. Среди них один был старшим. Решение принимали исходя из адатов. После принятия ислама главную роль в управлении села стали играть шариат и кадий мечети, но адаты соблюдаются и до сегодняшнего дня.
Период X–XIII веков характеризуется развитием в селах союза Буркун-Дарго террасного земледелия, скотоводства, ростом ремесла. Земледелие и скотоводство – экономическая основа производственной деятельности кункинцев. В тот период установилась частная собственность малых семей на возделываемую землю при сохранении собственности общины на пастбища, леса, большинство покосов, появились разные формы земельной собственности: общинная, крестьянская, феодальная и вакуфная.
Ислам появился здесь в XIII веке. До этого, скорее всего, жители данных мест были язычниками. Возможно и то, что они исповедовали культ Зарумана. В древних могильниках вокруг Кунки обнаруживают бронзовые пряжки и средневековую керамику. В развалинах бывшего села Каная найден меч с крестообразной ручкой, а на стене мечети есть изображения птиц и шестиконечных звезд, что говорит о возможных контактах с христианами и иудеями.
Веками мусульманское образование было энциклопедическим, включало в себя почти все известные тогда учебные дисциплины. Из-за трудных условий местные мударисы и алимы были разобщены. Долгие годы в этом регионе не было образовательного центра. Отсутствие учебных заведений не давало возможности прослушать в одном учебном заведении весь цикл теологических, правовых, языковых дисциплин. Слушателям годами приходилось ездить к разным учителям и наставникам. У каждого из них были предметы, которые они лучше знали. Поэтому муталимы переезжали от одного мудариса к другому. Буркун-Дарго славится своими известными учеными, мыслителями и алимами.
В селении Кунки, по данным Е. Козубского, в 1895 г. было 147 хозяйств, где жили 308 мужчин и 366 женщин. Здесь родился и жил известный шейх Ахмед Кункинский, получивший образование в различных местах, у разных мударисов. О нем среди людей Буркун-Дарго сохранились интересные легенды. Шейх Ахмед Кункинский был известен в XVIII веке как большой ученый накшбандийского тариката.
Уже в более поздний период с. Кунки было культурным центром союза сельских общин Буркун-Дарго. Сельчане гордятся своими известными алимами – Алиисмаилом, Рабдаем, Буттай-Кади, Шалданна-Бяххяммадом и другими.
Выходцем из этого селения был и Курбан-Кади – один из известных и влиятельных людей Даргинского округа начала прошлого века. Высокообразованный для своего времени человек, общественно-политический деятель, известный ученый-арабист своего села, Буркун-Дарго и Сирха. На примере жизни Курбан-Кади и его семьи можно было бы показать, как учили детей в Дагестане с конца XIX века по настоящее время, как получали образование, но из-за ограниченности объема статьи мы остановимся лишь на кратких отрывках из жизни этой семьи.
Родился Курбан-Кади в 1882 году. С шести лет его устроили в Кункинскую примечетскую школу. Потом он учился при сельских мечетских школах соседних селений Ашты и Карбачи-Махи арабскому языку и основам ислама. Затем Курбана решили отправить на учебу в село Кули Казикумухского округа, так как он уже умел читать, писать и мог наизусть декламировать Коран.
После обучения в Кули и получения начального образования Курбан-Кади поступает в Казикумухское медресе. Это было одно из самых известных учебных заведений Дагестана после Дербентской джума-мечети. Там находился цвет исламских ученых, знатоков многих наук. Среди известных педагогов был и Сейрулла-Кади, который работал в медресе в 1909–1913 годы. В те годы он был муфтием Дагестана. Мударисом Курбан-Кади в годы обучения в Кази-Кумухе был и Гасан Гузунов. Медресе Курбан-Кади окончил с прекрасными результатами. Учителя порекомендовали продолжить учебу. Здесь он выучил в совершенстве арабский и коранический языки, научился говорить на лакском языке, получил глубокие знания и хорошую подготовку не только по теологическим, но и по правовым наукам. Он прекрасно сдал экзамены по теологии, философии, логике, по основам арабской письменности, риторике, литературе, тафсиру (толкование Корана), финху (право). После завершения очередного курса учебы, сдачи экзамена и признания его алимом, в знак утверждения высшей степени учености и авторитета ему Али-Гаджи Акушинский вручил печать из серебра, на которой было вырезано: «Во имя Аллаха алиму Курбану, сыну Рамазана». После долгих лет учебы в Темир-Хан-Шуре в 1917 году Курбан-Кади выдали документ высшего теологического образования и присвоили высокое звание улема (алима) – толкователя основ исламских наук.
Среди кункинцев до Октябрьской революции были люди, работавшие писарями, секретарями, руководителями различных рангов. Одним из таких был Рабаданов Рабдай. Он работал в с. Леваши секретарем и вел революционную пропаганду среди населения, распространял газету «Искра», которая была найдена в обложке Корана и в настоящее время хранится в Республиканском музее г. Махачкалы.
Сотни кункинцев с высшим образованием работают в различных областях науки, образования, СМИ, экономики, органах власти и Вооруженных сил. Мы помним первых учительниц нашей школы Ахмедову Хадижат, окончившую филфак ДГПУ в 1960 году, Гаджиеву Патимат, окончившую ДГУ, и др.
Развитие образования в 20–50 годы XX века

При советской власти за небольшой исторический период 20–30-х годов XX века село совершило стремительный скачок от сохи, плуга до передовых позиций в области развития образования и науки. После окончания Гражданской войны в Дагестане, в которой приняли участие и 13 кункинцев, в том числе Шахбанов Ракатай-Исмаил, Будугов Курбан, Рамазанов Курбан и другие в борьбе с деникинцами в ущелье «Ая-кака», начали функционировать курсы подготовки учителей. В 1923–1924 учебном году были открыты начальные школы в селениях Уркарах и Кубачи. В январе 1925 г. одной из первых в районе начальная школа начала функционировать в селении Кунки, хотя село меньше, чем селение Ашты. Учителем этой школы стал Эльдаров Абдулхалик. Духовенство аштынцев противостояло открытию школы. Большую роль в открытии школы сыграл алим Рамазанов Курбан-Кади, работавший в Кази-Кумухском округе. Первый класс открыли в частном доме. Из Кумуха привезли на арбе 6 ученических парт и другое оборудование. Наше село и другие села Буркун-Дарго входили территориально в состав Ашты-Кулинского наибства Кази-Кумухского округа. В январе 1929 года был образован Дахадаевский район, в состав которого вошли и села Кунки, Ашты, Худуц.
До 1930 года обучение велось на тюркском языке, затем стало вестись на родных языках и в качестве предмета вводился русский язык. Одними из первых учеников были Гусенов Рабадан, Магомедов Байрам, Исмаилова Ашу, Магомедова Диви, Магомедова Пари, Исмаилов Гаджи, Магомедов Харбил, Мусаев Курбанмагомед, Магомедов Алжанбег, Омаров Раджаб.
В 30-е годы развернулась работа по ликвидации неграмотности среди населения. В 1931 году в с.Кунки был организован штаб всеобуча и ликбеза. В его состав входили комсомольцы, красные партизаны и другие активисты. Они вели разъяснительную работу среди неграмотного населения, следили за посещаемостью занятий, отвечали за оборудование и обеспеченность ликбеза всем необходимым.
За большие заслуги в ликвидации неграмотности в селении Кунки в 1933 году была вручена грамота Абдулхалику Эльдарову – учителю Кункинской школы. В 1932 году был введен закон о всеобщем начальном образовании, а в 1936 году перешли на обязательное начальное образование. В том же году было сдано в эксплуатацию школьное здание из трех классных комнат. Окончившие начальную школу могли продолжить учебу в Уркарахе, где была организована школа крестьянской молодежи (ШКМ) для получения семилетнего образования на полном государственном обеспечении. Обучение велось с сельскохозяйственным уклоном. После ее окончания выпускники могли работать в различных отраслях сельского хозяйства. Многие кункинцы окончили ШКМ: Омаров Раджаб, Магомедов Алжанбек, Магомедов Байрам, Исмаилов Гаджи и другие. Говоря о становлении и развитии народного образования, нельзя не вспомнить добрым словом о тех, кто, не жалея ни сил, ни здоровья, самоотверженно трудился в школах различных сел нашего района. До ВОВ Мусаев Курбанмагомед работал директором Уркарахской школы, а после войны заведующим РОНО, Исмаилов Гаджи – директор Аштынской семилетней школы, Омаров Раджаб – директор Аштынской семилетней школы, Магомедов Байрам – директор Карбачи-Махинской, а после войны Викринской школ, Шахбанов Курбан – директор Трисанчинской школы, Муталимов Курбан – директор Чахрижинской школы, Магомедов Гусен – зав. Шаринской начальной школы, Нухов Али – зав. Дирбагской нач. школы, Рабаданова Муминат – зав. Санжинской школы, Абдулхаликов Устани – зав. Бакнинской нач. школы, Омаров Шахбан – зав. Цизгаринской нач. школы, Магомедов Абакар – зав. Урхнишинской нач. школы, Магомедов Шахбан – зав. нач. школы Аяцимахи и другие. Нет в районе ни одного селения, где бы ни работали учителями наши сельчане. Только в Аштынской школе работали 15 кункинцев: Эльдаров Абдулхалик, Исмаилов Гаджи, Мусаев Курбанмагомед, Магомедов Байрам, Кубаев Рамазан, Салихов Ахмед, Рагимов Ашурали, Омаров Раджаб, Идрисов Рамазан, Раджабова Хамис, Рабаданова Диви, Гусенов Халипа, Курбанов Ахмед, Алжанбеков Гаджимурад, Шахбанова Саманият.
В 1936 году в с. Кунки насчитывалось 196 хозяйств с населением 785 человек. В 1940 году 43 кункинца работали учителями в разных селах района. За ликвидацию неграмотности и в деле воспитания подрастающего поколения Кункинская начальная школа была награждена памятным Красным Знаменем.
Многие учителя имели только семилетнее образование, которое получили с 1937 года в Аштынской школе, а с 1952 года семилетнюю школу преобразовали в среднюю.
Поступательный ритм развития образования, как и во всей стране, был нарушен вероломным нападением Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. Несмотря на трудности военного времени, учителя продолжали свою работу, совершенствовали учебно-воспитательный процесс, воспитывая учащихся. Уже в первые месяцы войны десятки учителей-кункинцев были призваны в армию, а Исмаилов Гаджи, Магомедов Байрам, Кубасаев Рагим, Рагимов Ашурали, Ахмедов Рабадан и много других ушли на фронт добровольцами. Всего было призвано на войну 97 кункинцев, из них 40 человек отдали свои жизни за Родину.
В годы восстановления народного хозяйства школу значительно пополнил состав учительства, окрепла материальная база. В 1957 году начальную школу преобразовали в семилетнюю, а после в среднюю. Директорами работали Иммиев Саид, Магомедов Байрам, Раджабов Магомедзагир, Курбанов Магомед, Идрисов Рамазан, Эльдарова Патимат, Махдиисмаилов Али, теперь автор статьи – Шахбанов Амирбек.
К концу войны в нашу школу приехали из Осетии Самсонова Мария, из Воронежа – Бабкина Нина Васильевна – учительницами русского языка для младших классов. С 1960 по 1964 годы работала учительницей математики и немецкого языка Пахомова Елизавета Тихоновна из Тихорецка. Они оказали неоценимую помощь нашим детям в деле изучения русского языка. В соседней Аштынской школе работали 37 русскоязычных учителей в тот период.
Мы, сельчане, и сегодня гордимся нашими выпускниками, которые достигли высот науки, стали руководителями различных органов власти районов и республики. К таким относятся первый доктор философских наук Курбанов Гарун Магомедович (ныне покойный), доктор математических наук Кадиев Рамазан Исмаилович, доктор экономических наук Кадиев Рабадан Исмаилович (ныне покойный), доктор экономических наук Шахбанов Рамазан Бахмудович. Они защитили диссертации в 2001–2007 годы. Первым кандидатом философских наук стал Курбанов Магомед Рамазанович, который защитил свою диссертацию в г. Москве в 1970 году. Его учениками являются ученые Магомедов Курбан, Шахриев Али, Алжанбеков Мурад, Идрисов К.-Рабадан. Среди женщин первым кандидатом наук стала Казимова Эльза Джалиловна в 2007 году. После нее защитились Шахбанова Загидат Ирбигинбековна, Шахбанова Жарият Бахмудовна, Рабаданова Гулизар Шахбановна. В настоящее время 10 кункинцев учатся в аспирантурах, из них 3 внука Курбанова М.Р.
Особо хочется отметить заслуги Г. Курбанова, именем которого названа Кункинская школа. В 2010 году Курбанов Г.М. был назначен начальником Управления информационной политики и пресс-службы Президента РД. В этой должности в полной мере проявились его организаторские способности, ответственное отношение к делу, высокий профессионализм, человеческие качества.
Свои знания и практические навыки Гарун Магомедович использовал для разоблачения преступных методов и грязных политических технологий, направленных на пропаганду в дагестанском обществе идеологии экстремизма и терроризма. Он был хорошо известен в республике как патриот и интернационалист, бескомпромиссный борец за сохранение единства и целостности Дагестана в составе РФ. Гарун Магомедович был многогранной, незаурядной личностью, порядочным и принципиальным человеком, талантливым педагогом, одаренным ученым, руководителем.
Указом Президента РД Магомедова М.М. в целях увековечения памяти Курбанова Г.М., внесшего значительный вклад в общественно-политическую жизнь РД, установлена мемориальная плита на доме № 97 по улице Манташева в г. Махачкале, в котором жил Курбанов Г.М.; присвоено имя Курбанова Г.М. одной из улиц г. Махачкалы. 1 сентября 2011 года МОУ «Кункинская СОШ» с. Кунки Дахадаевского района было присвоено имя Гаруна Магомедовича Курбанова. В этот день ученики, учителя, родственники и сельчане провели возложение цветов на его могиле.
И сегодня Кункинская средняя школа является одной из лучших в районе. Кункинцы учатся в вузах Дагестана и во многих центральных вузах страны. Для кункинцев образование является символом культуры и повышения благополучия. 

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив