Народы Дагестана
Архив номеров » № 4, 2014 от 14 Января 2015 г » Искусство » Кумыкский театр - первопроходец горизонтов искусства

Кумыкский театр - первопроходец горизонтов искусства

– Айгум Эльдарович, Вы уже 20 лет являетесь художественным руководителем Кумыкского театра. Какие наиболее яркие впечатления остались из прошлого? Какие изменения произошли в театре за последнее время?
– Яркие впечатления из прошлого – это окончание театрального института, Москва, студенты, с которыми учился. Я был отличником-стипендиатом и председателем профкома всего института им. Б. Щукина, театра Вахтангова.
Так что впечатлений много. Ко мне обращались все студенты, а это были Андрей Миронов, Миша Державин, Саша Збруев, Людмила Чурсина, Катя Райкина, Зиновий Высоковский, Александр Ширвиндт. Все они были моими друзьями, часто бегали за мной, особенно, когда наступали зимние каникулы, выпрашивая у меня путевки в Подмосковье, на лыжные базы. Позднее мы были большими друзьями с Васей Лановым и Юрой Яковлевым, Кацинским (актер Вахтанговского театра). Позже уже, повзрослев, мы часто виделись и в Махачкале, я их встречал и в Москве.
Что касается нашего театра, то здесь особых изменений нет. Работаем, ставим спектакли, зритель доволен. Театр пополняется молодыми кадрами, которых выпускает наш актерский факультет ДГУ.

– Что определило выбор актерской профессии? Какую часть Вашей жизни занимает театр? Участвуете ли Вы сегодня в спектаклях?
– С юных лет участвовал в самодеятельности Клуба рыбников, сыграл роль Кости в оперетте «Белая акация» Дунаевского в далеких 1957–1958 годах. Был на Всемирном фестивале молодежи в Москве, потом театральный вуз и пошло- поехало.
И сегодня я участвую в постановках своего театра, играю роль поэта в «Горянке», в опере пою, играю в «Хочбаре» – Нуцалхана и в «Аршин-Малалане» – Султанбека. Недавно пригласили в Русский театр на роль Клаузена в пьесе «Перед заходом солнца» Гауптмана.
Состоялись уже 5 премьер, роль сложная, сильная, впечатляющая. По оценке зрителей и по бесконечным аплодисментам можно сказать, что роль удалась. Театр занял, конечно, основную часть моей жизни, почти наравне с семьей.
– В чем заключается миссия человека искусства?
– Миссия человека искусства – проповедовать со сцены правду жизни, показывать и рассказывать об историческом прошлом, думать о настоящем и мечтать о будущем.
– Какова Ваша оценка состояния дагестанской культуры на сегодняшний день?
– Состояние дагестанской культуры на сегодня желает лучшего. А чтобы мы с Вами по-настоящему развивали свое искусство в духе патриотизма, преданности, соблюдения нравов, традиций и обычаев, надо, чтобы театры и актеры отдавали себя без остатка. Как говорил Станиславский, у актера должны быть все условия для работы и жизни, чтобы он не думал ни о каких проблемах, кроме сценических. Но, увы, внимание со стороны наших руководителей к культуре и искусству по-прежнему остается остаточным. Вот сейчас 2014 год – Год культуры, все время говорим и говорим о культуре, но сколько ни говори, халва во рту слаще не будет. Прошло 4 месяца Года культуры! Где, кому, какому актеру или театру стало лучше жить, у кого улучшились бытовые условия или кому повысили зарплату?! По-прежнему театральный актер перебивается от мизерной зарплаты до зарплаты.
– Айгум Эльдарович, как формируются репертуар, труппа театра? Выезжаете ли Вы с гастролями за пределы республики?
– Что касается репертуара, то он формируется благодаря нашим национальным драматургам. Конечно, наши драматурги пишут очень мало, а если и приносят пьесы, очень слабые, над которыми приходится работать режиссеру и целому коллективу. Сотрудничаем с нашими драматургами: А. Атаева «Лунные вечера», А. Амирли «Богатая женщина», ставим западную классику: Р. Шеридан «День чудесных обманов», а также чеченского автора А.Хамидова «Эркеч Али», «Бунт невест» С. Ахмада (башкирский автор), Р.Н. Гюнтекин «Хюледжи», А. Кассона «Дикарь», Ж. Токумаева «Свадьба Чуная» (балкарский автор), «Свекровь» Б. Утижева и т.д. и т.п.
Много десятков лет идут пьесы «Молла Насредин», «Если сердце захочет», «Карачач», «Черные косы» и т.д.
Наш театр побывал на гастролях и участвовал в фестивалях в разных регионах. Мы были в Казани, Уфе, Нальчике, Владикавказе, дважды были в Турции (2013 и 2014 гг.), показывали спектакли «Если сердце захочет», «Богатая женщина», «Ташбике». Были награждены призами, сувенирами и премиями.
– Какой актер в целом нужен современной публике? Кто Ваш сегодняшний зритель? Спектакли каких жанров больше пользуются спросом среди молодежи и чем это можно объяснить?
– И вчера, и сегодня, и завтра театру нужен актер талантливый, а если еще и умный, то для театра это находка. И, естественно, чтобы он обладал школой Станиславского.
Сегодняшней публике нужен актер современный, умеющий со сцены направить молодое поколение, пропагандировать уважение к старшим, соблюдение обычаев и нравов своих предков, здоровый образ жизни. Такой спектакль есть в репертуаре Кумыкского театра: «Расплата», где очень ярко и драматично играют молодые актеры Алиев Заур, Магомедов Эльдар, Гаджиева Камилла, Джалилова Гуля, Умаев Тимур. В этом спектакле артисты резко осуждают наркоманию и его последствия.
Наш зритель приходит на все спектакли: и драмы, и трагедии, и комедии. Чего греха таить, конечно, больше любят комедии. Молодежь любит острохарактерные пьесы и поучительные, для учащихся младших классов мы показываем сказки.
– Айгум Эльдарович, Ваш взгляд на молодое поколение актеров? Проводятся ли мастер-классы для молодых актеров?
– Мы постоянно включаем в состав театральной труппы студентов актерского факультета с третьего курса, после окончания вуза они остаются в театре, играя уже роли, даже главные. Например, выпускница ДГУ актерского факультета Салимова С. – уже заслуженная артистка РД, играет главную роль в спектакле «Человек из Ламанчи». Касимов М., Алиев З., Гаджиева К., Бекеев Д. также уже заслуженные артисты РД.
Молодые актеры задействованы во всех спектаклях. Джалилова Гуля, Закавова Марьям, Алиев Заур, Умаев Тимур, Магомедова Джамиля, Магомедов Эльдар, Атаев Ибрагим работают в театре, играют ведущие роли в разных спектаклях, и, должен заметить, что это очень талантливая молодежь, надежда нашего театра.
Конечно, очень важно, чтобы актер рос творчески. Для этого мы направляем артистов и режиссеров на лабораторные занятия в Москву, Санкт-Петербург, а также проводим мастер-классы и режиссерские лаборатории в Махачкале и Избербаше, приглашаем известных режиссеров и актеров из Москвы, специалистов из ГИТИСа, Щукинского училища.
– Где сегодня можно получить достойное актерское образование? Как Вы считаете, актерскому мастерству можно научиться или актером нужно родиться?
– Театры пополняются за счет выпуска актерского факультета нашего университета.
Если говорить о достойном актерском образовании, то его надо получать только в цивилизованном городе, где есть мастера высокого класса.
Раньше, в советские времена, организовывались студии по национальностям. Кумыкская, лакская студии учились в Москве, даргинская – в Ленинграде, аварская и кумыкская – в Грузии, Азербайджане. Мы познавали настоящие навыки актерского мастерства у таких профессионалов своего дела, как, например, Любимов, Захава, Грищенко, Максудова и многие другие.
А сегодня мы варимся в собственном соку, нет средств для культуры, да ладно, что уж углубляться.
– В последнее время остро стоит проблема утраты самобытности дагестанских народов. Как способствуют сохранению этой самобытности национальные театры?
– Самобытность дагестанских народов никогда не утрачивалась, она есть в жизни, в быту, о ней говорят театры. Каждый театр на своем языке играет свои национальные спектакли, своих национальных драматургов, у которых в каждой пьесе отражается бытие своей нации. Поэтому, я думаю, каждый театр в той или иной степени без самобытности не обходится.
– Айгум Эльдарович, насколько сегодня в России развито национальное театральное искусство? Достаточно ли внимания уделяется в республике развитию национального театра?
– В России национальное театральное искусство развивается по-разному. Достойно, хорошо развивается там, где губернатор или президент любит театр, ходит на спектакли, интересуется социально-бытовыми условиями артистов и всего коллектива, болеет за свой регион, где повышается заработная плата, где специальной статьей выделяются средства на постановку одного спектакля не менее 500–600 тыс. рублей. В таких республиках театр развивается, происходит расцвет творческой жизни. Такие театры есть в Казани, Новгороде, Саратове, Ульяновске и т.д. А там, где глава региона считает, что театр подождет, где театры получают по 50–60 тыс. руб. на один спектакль, – где уж там думать о каких-то социально-бытовых условиях!
– Айгум Эльдарович, Вы являетесь еще и председателем попечительского совета Фонда «Милосердие и забота». Расскажите немного о работе Фонда, каковы Ваши задачи в его деятельности?
– Помимо званий в области театрального искусства, я народный артист РФ и РД, председатель попечительского совета Фонда «Милосердие и забота», председатель Союза театральных деятелей Дагестана, зампредседателя СТД РФ – куратор Северного Кавказа по СТД РФ.
В состав попечительского совета я вхожу с января 2013 г. по приглашению президента Фонда Ибрагимова Магомедрасула Сулеймановича, ныне инвалида II группы, пенсионера. Знаю его с конца 80-х годов как успешного предпринимателя (владельца швейной фабрики в г. Махачкале на ул. Ермошкина, председателя кооператива «Меркурий»). В 1991 г. он был спонсором поездки детского ансамбля «Асса» (руководитель Али-Ага Хамдулаев) на фестиваль фольклорного искусства в Великобритании. В 1992 г. он также оплатил зарубежную поездку на фестиваль фольклорного ансамбля «Водник» из г. Хасавюрта. В состав делегации был также включен и я, как председатель СТД РД.
М.С. Ибрагимов свою пенсию, 11 тыс. руб., полностью тратит на памперсы, лекарства и другие необходимые для инвалидов предметы. Сегодня он в Махачкале, завтра – в Хасавюрте, послезавтра – в Сергокале, и везде что-то организовывает, везде он что-то выбивает для инвалидов, вплоть до колясок.
Вот такому человеку, который без всякой выгоды для себя, бескорыстно стремится облегчить участь больных, надо помогать.
Целями и задачами Фонда являются осуществление надзорных функций за использованием средств, полученных Фондом по целевым вкладам, привлечение внимания СМИ и общественности к деятельности Фонда; привлечение общественных, коммерческих организаций и государственных предприятий к участию в реализации программ и проектов Фонда.
В обязанности членов попечительского совета входит оказание всестороннего содействия в реализации проектов и программ Фонда. К примеру, Фондом разработана и утверждена советом благотворительная программа «Социальное такси», которая рекомендована мной на рассмотрение конкурсной комиссии для предоставления субсидий Фонду «Милосердие и забота» из республиканского бюджета РД.
На сегодняшний день президентом Фонда Ибрагимовым М.С. при нашем участии и поддержке муниципальных органов власти открыты филиалы Фонда в гг. Избербаш, Хасавюрт, с. Сергокала, ведется прием граждан и оказывается поддержка и помощь инвалидам, пенсионерам, пожилым людям и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
– Ваши пожелания нашим читателям и поклонникам Вашего творчества…
– В этой сложной и пока не совсем понятной жизни надо как можно больше делать добра, быть учтивым, внимательным, не быть безразличным, всегда приходить на помощь к тому, кто нуждается. Люди, любите друг друга и в радости, и в горе, будьте рядом! Счастья Вам, да благословит Вас Аллах!
А коллективам театров желаю, невзирая ни на что, всегда стараться держать свой профессиональный творческий уровень на высоте, не падать духом, служить своему народу, отображая на сцене его быт, культуру, историю.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Айгум Эльдарович

Категория фото: Искусство »

Спектакль "Горянка"

Категория фото: Искусство »

Проводы коллектива в Турцию на международный фестиваль театров

Категория фото: Искусство »

Спектакль "Ах, женщины, женщины"

Категория фото: Искусство »

Спектакль "Ташбике"

Категория фото: Искусство »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив