Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2021 от 23 Июня 2021 г » Культура » Сорок первый ногайский батыр

Сорок первый ногайский батыр

 СРАЖДИН БАТЫРОВ: СЫН ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ НОГАЙСКОЙ

В истории культуры каждого народа есть люди, чьи имена составляют гордость и славу народа. Среди ногайцев одним из таких известных был первый профессиональный художник Сраждин Самадинович Батыров.

Сраждин Батыров – явление уникальное в ногайской культуре. О таких, как он, говорят: «Рождается раз в тысячу лет». Для любого ногайца имя Сраждина Батырова, прежде всего, связано с духовным возрождением, пик которого приходится на 80-е годы прошлого столетия. Именно в те годы происходит значительное возрастание роли национального, этнического фактора. Еще при жизни Сраждина его творческий и человеческий образ стал легендарным. Он прожил свою насыщенную яркими событиями жизнь яростно и неистово. Его неравнодушная совесть всегда искала смысл в извечной борьбе добра и зла.

Сраждин Батыров родился 4 апреля 1951 года в с. Выше-Таловка Тарумовского района Республики Дагестан. В 1971 году окончил Дагестанское художественное училище им. М.А. Джемала. Являлся членом Союза художников России, заслуженным деятелем искусств Дагестана, участником республиканских, зональных, всероссийских выставок.

Сраждин Батыров оставил богатое культурное наследие. Им было создано более 200 произведений в самых разных жанрах живописи. Взглядом современного художника он переосмысливал прошлое своего народа, традиции предков. Ногайская степь – особая любовь художника.

Древняя культура народа-кочевника, быт, обычаи, песни, легенды, эпос стали для него источником творческого вдохновения. Отсюда и его картины «Из детства», «Невеста», «Ритуальный танец», «Осенью», «Валяют войлок», «Пекут хлеб», «Ортеке». В каждой работе чувствуется его искренняя любовь к народу.

Сраждина Батырова часто приглашали художником-оформителем на значимые культурные события республики: межрегиональный фестиваль «Терек – река дружбы», фестиваль фольклора «Родник» и многие другие. Он занимался оформлением книг, детского журнала «Соколенок», создал десятки изумительных эскизов национальных костюмов для государственных ансамблей танца «Лезгинка», «Дагестан», «Вайнах», «Айланай», ансамбля песни танца Каракалпакии, которые и по сей день придают концертным номерам красочность и зрелищность.

Сраждин был не только профессиональным художником, но и знатоком ногайского фольклора, собрал более ста народных песен и сазов (мелодий), проделал огромную работу по возвращению к жизни старинных ногайских танцев и песен, подбору музыкальных инструментов.

Оригинальные его стихи печатались в сборнике молодых поэтов Дагестана, в литературном альманахе, в республиканских и районных газетах и т.д. При его жизни издан иллюстрированный сборник детского фольклора «Ай айданак». Всем известна его необычная повесть «Албаслы», по которой планировали снять художественный фильм на алма-атинской киностудии, но, к сожалению, Сраждин так и не успел завершить работу над сценарием.

Не раз приезжая в Астрахань, художник любил бродить по ее старым и тихим улочкам, любовался кремлем и неброской природой. Он побывал практически во всех ногайских селах области, дружил с местными тюркологами.

Все помнят, как он приехал к нам с одной сумкой наперевес, как горели его глаза, когда он говорил об истории и культуре родного народа. Буквально по крупинке собирал ногайский фольклор, изучал историю костюма, древние обрядовые танцы ногайцев. Изящным, тонким, остроумным было выступление С. Батырова осенью 1986 года на Первых этнофольклорных чтениях, организованных доц. Маргаритой Хрущёвой в Астраханской консерватории.

Благодаря подвижничеству Сраждина были возрождены танцы астраханских, крымских, кубанских, дагестанских ногайцев, которые и сегодня составляют основу репертуара государственного ногайского фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай», у истоков создания которого он и стоял.

Кроме всего этого, Сраждин добился, чтобы замечательные фотографии (местных и саратовских ученых), малодоступные в текущем архиве Астраханского краеведческого музея, но прекрасно отразившие жизнь ногайцев Нижней Волги на изломе 20-30-х гг. XX века, были скопированы и стали известны всем ногаеведам – по их мотивам он подготовил ряд собственных иллюстра- ций. А триумфальный тур его любимого «Айланая» по ногайским селам Астра- ханского края в сентябре 1989 года имел немалое пропагандистское звучание, отчасти повлияв на самосознание здешних жителей перед последней Всесоюзной переписью населения.

Беда не только ногайцев, но и всей страны в том, что не умеем ценить творческих людей при жизни, а потерявши их, горько сожалеем. Сраждин не был избалован вниманием «власть имущих», не обласкан привилегиями.

Долгое время скитался по съемным квартирам, не имел мастерской. «Двушка», которую он получил в конце жизни в Махачкале, не способствовала семейной и творческой жизни. Здесь он не только жил со своей семьей: супругой и маленькой дочерью, но и рисовал картины, вышивал, хранил работы, встречался с друзьями, коллегами. Он часами мог рассказывать о своем народе, его истории, культуре, традициях. Великолепно играл на старинном музыкальном инструменте шынъ-кобыз.

Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с этим удивительным, ярким и неординарным человеком. Художник постоянно носил вышитую национальную рубашку с ногайским орнаментом. На вопрос о том, как можно в современном городе ходить в такой одежде, он ответил просто: «Мои предки ее носили, почему же я должен стыдиться, я очень горжусь этим».

Говорят, что человек появляется на земле для того, чтобы осуществить свою миссию, предначертанную свыше. Могу сказать с уверенностью, что Сраждин свою миссию выполнил. Он пробудил в каждом представителе ногайского этноса национальное самосознание, любовь к своему историческом прошлому.

Жизнь талантливого художника – яркий пример беззаветного служения своему народу. Его именем названо село, где он родился, создан музей в с. Терекли-Мектеб Ногайского района, где хранятся картины, эскизы костюмов, изделия декоративно-прикладного искусства, книги, фотографии, личные вещи.

В апреле 2021 года ему исполнилось бы всего 70 лет, но жизнь оборвалась в самом расцвете сил, 11 апреля 1992 года.

Сраждин Батыров внес огромный, бесценный вклад в ногайскую культуру. Память о нем никогда не угаснет в наших сердцах и будет жить вечно.

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Благодаря подвижничеству Сраждина были возрождены танцы астраханских, крымских, кубанских,

Категория фото: КУЛЬТУРА »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив